Previous Entry Share Next Entry
Почему важно сохранять традиционную одесскую архитектуру. Часть вторая: "Битва за тротуар"
Deepster
filippovodessa
IMGP4821
Гости моего города, которых особенно много летом, задают слишком много смешных вопросов. Например: "Ну зачем использовать в портале "Привоза" египетский мотив, какой в этом смысл?". Или: "Почему ваш главный городской детский магазин выглядит таким чудовищно пухлым, словно дохлый слон, внутри которого скопились газы?". И ещё часто спрашивают, что это за новая одесская мода — внедрять экстремальную, ядовитую эклектику в городские пространства… "И что это за миниатюрная нескладная пирамидка на Приморском бульваре, крошечная пародия на Лувр? И почему летом Одесса становится так похожа на Шанхай?"
Главное в этих вопросах даже не суть справедливых претензий. Главное, кто спрашивает. Это спрашиваете вы, киевляне, которые "сдали город" Черновецкому, как Наполеону на сожжение? У которых наибольшая часть обитаемой территории это сплошной спальный муравейник (неважно, для бедняков или знати), а пресловутые "коттеджи" состоят из сплошных "пристроечек" или концентрируют в себе мировую историю китча? Это спрашиваете вы, москвичи, где на улицах и дышать-то нечем и где старый московский дух сохранился лишь в сверхсекретных закутках для знатоков и ценителей, и в которые невозможно пустить пришельцев, потому что истопчут, словно стадо мустангов, последние ваши заповедные уголки? Это спрашиваете вы, крымчане, где в последние годы под влиянием крымскотатарского ига доминирует архитектурный стиль дешёвого восточного базара?
Ну почему вы так переживаете в Одессе, почему так волнуется за неё душа? Что вас так удивляет, дорогие мои москвичи, киевляне, симферопольцы? Неужто в ваших городах всё так чудесно в архитектурном плане, что даже малый одесский диссонанс так оскорбляет ваше чувство прекрасного?
BLAK6372
Мне думается, всё дело в магии собственного одесского архитектурного ландшафта. Одесские старые здания, словно в игрушечном наборе, очень разные, но неуловимо подходят одно к одному. Вот городская управа. Вот биржа. Вот гостиница. Вот доходный дом. Вот ресторация. Вот театр. И всё из одного песочка, словно одними руками сделано на разный манер. И вдруг… Что это?! Это игрушка из другого набора! Неродная, явно не наша. Какой-то ребёнок из чужой группы играл в нашей песочнице, вот и позабыл, растеряха! На ощупь как из другого материала, окна блестят иначе, формы нескладной. Ну мы оставили это рядом, да и позабыли, не выкидывать же. А назавтра приходим — ба! Ещё одна такая пластмасска валяется! И тяжёлая, главное, от земли не оторвать, словно приклеили. А через неделю уже глядишь — наши самодельные песочные пасочки-здания пообветрились, форму потеряли, но сами на себя ещё похожи, и дождь с пылью их не испачкали, потому как они из того же песка. А магазинные пластмасски, которых уже в песочнице большинство, совсем уже истрепались: грязные, с потёками и заусенцами, надломанные: а как вначале сверкали-то!

Суть лирического отступления простая: чуждые нашей архитектурной традиции здания выглядят крайне инородно. Раздражают сразу после постройки, и состариваются как-то неблагородно. Так почему же они возникают, всё новые и новые?
IMGP5119-copy
Быть может, всё дело в стоимости проектов? Может, дёшево выглядящее здание это просто экономия и жадность застройщиков? Как показывает опыт, это не совсем так.

Вот, например, инвестор скандально известного здания в сквере Пале Рояль, был совершенно нещедрым человеком: не меценат и не благодетель, а жёсткий бизнесмен и даже в чём-то, говорят, рвач. Но и он сумел понять, что строить китчевое сине-белое убожество по соседству с мощнейшим по архитектурному звучанию Оперным театром — означает угробить весь замысел ушедших гениев, уничтожить весь окружающий двор. Вот каких-то залётных банкиров, которые стеклянную корму своего зданьица примостили как раз у входа в тот же сквер со стороны Екатерининской, это не смутило. А нашему "герою" такой путь не подошёл. Поэтому появившийся по его заказу дом был хоть и немного выше положенного стандарта, но вполне в архитектурной традиции окружающего архитектурного ландшафта. Лишние этажи позже разобрали, но красивое здание осталось.</p>

Прошли годы, и кто-то говорит сейчас, что этот дом надо снести, что он раздражает? Напротив, дом всех устраивает, а гости города даже не сразу и поймут, что это новодел. Хотя, повторюсь, в силу особенной жадности заказчика достойное архитектурное решение обошлось почти в те же деньги, что стоил бы пресловутый панельно-пластиковый клон.

То есть, строить достойные здания ненамного дороже, чем полную дешёвку? Самое обидное, что ресурс этих "пластиковых" новоделов даже не пятьдесят лет, как у хрущёвок. Ресурс таких новых сооружений — несколько столетий! Мы сейчас определяем, как наши далёкие потомки будут видеть Одессу. Могли бы оставить в наследство Рим, а оставляем какую-то Атлантиду, которая провалится завтра без вести под землю, из-за очередной сваи, которая станет уже последним гвоздём: и магия нашей уютной песочницы вдруг перестанет работать, потому что безвкусных новоделов вокруг подавляющее большинство.
IMGP4495
Обычно главным раздражителем для одесситов и гостей города становится этажность зданий. Говорят, слишком высокие постройки нарушают принцип "золотого сечения", который широко применялся в планировочной структуре города. Однако, дело не только в новых высотках. Вся проблема в том, что рядом с этими нависающими зданиями некомфортно находиться рядом.

Недавно в Киев приезжал Энрике Пеньялоса: бывший мэр колумбийского города Богота. Этот человек за несколько лет превратил трущобный город в райское место и сейчас консультирует правительства и муниципалитеты по всему миру. Интервью эксперта стало очень популярным в интернете. Так вот Пеньялоса считает: "Важно не то, сколько этажей в здании, а то, что происходит с общественным пространством, когда здание касается земли. Уютное ли это место, комфортно ли будет людям там ходить, играть, гулять, разговаривать? Архитектурные награды в первую очередь стоит давать людям, которые смогли внедрить в общественное пространство здания, не нарушившие, а улучшившие его. Людям плевать, насколько высокое здание, главное, чтобы им было уютно рядом с ним находиться".
IMGP7411
Если одесские застройщики будут помнить про удобство пешеходов, то их будущие проекты будут встречать намного меньше негатива. Сокрушаться о потерянном золотом сечении уже нет смысла: хотя эта одесская пропорция ширины улиц и высоты домов, казалось бы, идеальна для комфортной жизни. Но что у нас делается для комфорта? Впереди всего идёт нажива. Так что сейчас борьба идёт хотя бы за тротуары. И сохранение обычных пешеходных территорий — один из самых актуальных вопросов в Одессе в новом веке.

Долгое время казалось, что иностранные туристы, которых мы так ждём — это такие столичные кутилы с пачками долларов в карманах, арендующие лимузин уже в аэропорту или, по крайней мере, конный экипаж. Но ведь это не так. Мы видим, что туристы — убеждённые пешеходы, и как только им по Одессе будет удобно ходить, не спотыкаясь о бесконечные ларьки, палатки и припаркованные на тротуарах автомобили, они сразу станут намного довольнее нашим городом.
IMGP4053


?

Log in