Previous Entry Share Next Entry
Почему новые одесские медиа намного хуже старых
Deepster
filippovodessa
Ещё несколько лет назад все игроки одесского медиабизнеса сокрушались по поводу огромного количества местных телеканалов. Дескать, из-за этого возникают армии голодных телевизионщиков, которых рынок рекламы просто не может прокормить. А телевизионщики в таких условиях просто не могут делать качественный телепродукт, поскольку их основные спонсоры — местные политики — просто не хотят оплачивать "разные художества". Провинциальные политики действительно люди крайне прагматичные, они готовы финансировать лишь политические проекты. Поэтому на одесском ТВ возникло засилье низкосортной заказной политической рекламы вперемешку с ворованными иностранными (российскими) сериалами и программами.

И вот сейчас пришло новое время. Большинство местных политиков уже имеют личные страницы в "Фейсбуке". Уже интернет-активисты собирают онлайн-петиции по важным городским вопросам. Силовики со страхом получают мониторинг публикаций интернета: какие разоблачения их ждут сегодня. Чиновники боятся открывать новости: вдруг опубликуют фотоснимки их элитного жилья или часов по стоимости квартиры. Казалось бы, всё должно измениться: интернет-демократия шагает по стране.

Но почему же в Одессе новые медиа так похожи на старые медиа? Потому что ситуация с "информационной революцией" в точности копирует историю с местными телеканалами. В Одессе был установлен рекорд: 40 региональных вещателей в миллионном городе. Ни в Киеве, ни в Москве: нигде не было такого количества телестудий. И сейчас, за последние пару лет в городе открылись десятки новых интернет-сайтов, претендующих на звание "главной городской информационной площадки". Каждым из этих интернет-информагентств владеет тот или иной политик. Более того, отдельные политики заводят по несколько сетевых масс-медиа: просто так, "для количества".

Схема создания таких "новых СМИ" совершенно однообразна: "три колонки, статьи-новости-блоги, "эксклюзивы", фото-видео (шок! срочно!)". Это формула, по которой уже созданы десятки новых одесских интернет-изданий. Главное, что большинство новостей они копируют друг у друга, не затрудняя себя авторскими исследованиями и особой подачей. Любопытно, что в создании нового пузыря задействовано больше "журналистов", чем в своё время в телевизионном производстве. Ни в Николаеве, ни в Крыму, ни в Киеве нет такого количества региональных сайтов! Ситуация повторяется...

Весь секрет в том, что интернет-журналистику делают те же, кто вчера делал скучные сюжеты в теленовостях и писал заунывные колонки в газетах. В городе совершенно не выработаны новые подходы к интернет-журналистике, совершенно никак не используются фантастические возможности, которые предоставляет этот вид деятельности. Неквалифицированные газетчики и телевизионщики превратились в неквалифицированных "интернетчиков".

О чём говорить: многие журналисты, пишущие для интернет-медиа, просто ленятся пользоваться поисковой строкой для розыска дополнительной информации о героях своих публикаций. Таким образом, десятки сайтов просто копируют одни и те же новости: засоряют ленты новостей.

В ответ на это новостные агрегаторы по-своему эволюционируют: пытаются компоновать одинаковые сообщения в "сюжеты". Однако, пока критерием популярности и влиятельности издания будет лишь трафик посетителей (а сейчас это так), региональные журналисты и дальше будут деградировать. Такой подход уже уничтожил региональное телевидение. И этот же процесс вскоре уничтожит интернет-прессу, которая постепенно лишается доверия.

Единственный шанс остаться интересными для читателей — это отказаться от вечной гонки за "кликами". Дать журналистам свободу самовыражения: предоставить им свободное для размышлений время, которого сейчас так нехватает этим офисным узникам. Нужно не бояться экспериментов. Попробовать говорить одним языком с читателями, не думать, что по ту сторону экрана сидят лишь "хомяки", неспособные распознать политическую заказуху.

Иначе, местная журналистика погрязнет в самокопировании: интернет-издания уже сейчас находятся в глубоком творческом ступоре, не зная что предложить читателям в этой безумной конкурентной борьбе. Местные сайты сейчас похожи на истрёпанную доску объявлений, где каждый клеит что хочет, а особые эстеты или панки не стесняются накалякать и слово из трёх букв (имеется в виду слово "хер"). Уж точно не такой видели киберпанковую реальность отцы интернета, который даже на уровне "механики" сайтостроительства предоставляет колоссальные возможности кастомизации вместе с интеллектуальной доставкой информации потребителю.

Местный интернет нужно срочно спасать. Иначе, волна непрофессионализма и топорной безвкусицы вновь дискредитирует всех игроков этого перспективного рынка, как однажды уже произошло с местным телевидением.

  • 1
саня, тут даже все хуже чем в телеке и потому быстрее закончится.

потому что в одесском телеке нет пиплметра. а рейтинг сайтов мерить легко.

а рейтинг не сделать если не набивать ленту всяким говном. я еще помню время когда на Думской было 3 новости в день. И именно в то время она стала лидером. И именно она как лидер, причем лидер которому практически никто не составлял конкуренции вдруг инициировала "гонку вооружений". В которую с удовольствием все включились.

мы попытались в Киеве запустить Ревизор на тех принципах что ты говоришь, отказавшись от одесской рейтингомании. но ощущение прорыва, первое время тоже витавшее, как-то улетучилось.

Саня, правда есть в твоих словах и рабочую формулу местного (или национального) интернет-сми ещё никто пока не нашёл, но мне интересно смотреть, что многие в это вкладывают свои силы и деньги.

Ты знаешь, если бы появился сайт, который бы выдавал строго три, только три самых важных одесских новости в день, я бы на него ходил. Как удобно — голова не забита лишним хламом, который сейчас дают почти все только ради пары лишних тысяч на термометре. Прекрасная идея для проекта, так и сделаю в ближайшее время. Вижу будущее за этим конкретно форматом.

  • 1
?

Log in