Previous Entry Share Next Entry
Как политики достигают узнаваемости
Deepster
filippovodessa
В разгар предвыборной кампании становится чрезвычайно популярным особый жанр журналистики: публикация комментариев политиков. Причём, в большинстве случаев они комментируют темы, в которых совершенно не являются экспертами. Допустим, народный депутат, которого держат в парламенте исключительно ради бойцовских способностей (в прямом смысле: это боксёры, борцы и прочие спортсмены) вдруг начинает высказываться касательно геополитических проблем страны.

Разумеется, этот жанр "комментирования" держится в основном на заказных публикациях. Стоимость размещения подобного "комментария" в ленте новостей интернет-издания варьируется от 50 до 500 долларов: в зависимости от популярности сайта.

Например, есть такой украинский парламентарий Александр Фельдман (избирался от "БЮТ", ныне он — член "Партии Регионов"). Примерно раз в неделю от имени политика во все крупные национальные и региональные интернет-издания приходит рассылка. Её содержание весьма нехитрое: "Депутат Фельдман наладил межрелигиозный диалог", "Александр Фельдман посетил процесс по делу Тимошенко" и тому подобные месседжи.

Информативность таких сообщений — как правило, нулевая. Главный редактор одного из всеукраинских интернет-изданий рассказывает: "Ни одному опытному редактору ленты, разумеется, и в голову не придёт пользоваться подобной информацией в качестве источника. С тем же успехом можно узнать мнение любого другого человека. Ничего нового в таких скучных рассылках нет и быть не может, а значит, в новостях эти комментарии совершенно бесполезны".

Однако, подобные публикации всё-таки регулярно появляются в лентах национальных информагенств. Секрет прост: как рассказывает наш собеседник, референт того же депутата Фельдмана в телефонном разговоре сама предложила оплачивать публикации таких "комментариев".

Многие журналисты мгновенно отсекают подобные рекламные сообщения так же, как обычные телезрители способны распознать обычную рекламу. Профессионалам неинтересно читать заказные материалы потому, что они не содержат сколько-нибудь ценных мыслей, а только сплошную словесную казуистику. По некоторым оценкам, подобный "информационный шум" занимает до трети общего потока информации в Украине.

Однако, подобные комментарии могут быть не всегда платными. Зачастую, издания просто размещают публикации по команде хозяина: или же сам хозяин заинтересован в публикации собственных мыслей. Однако, суть от этого не меняется. Подобные "новости" — это "джинса" в чистом виде.

Недавний пример — веерное размещение на одесских сайтах рекламного комментария от имени Леонида Климова ("Таймер", "Рупор Одессы", "Репортёр", "Эхо"). Обычно косноязычный парламентарий агитировал за "Партию Регионов". Комментарий получился настолько абстрактным и беспредметным, что сами журналисты восприняли его весьма скептически. Однако, им всё равно пришлось опубликовать отпечатанный под копирку текст. Конечно, дай журналистам волю — они бы в пух и прах разнесли бы влиятельного "регионала", известного в Одессе финансовыми афёрами, захватом Парка Шевченко и строительством уродливого "Климовского квартала" возле Привоза. В трезвом уме и здравой памяти никому бы и в голову не пришло публиковать подобные слащавые заявления Климова про очередное "покращення": ведь они портят имидж издания.

Читатели, которые всё прекрасно понимают, действительно крайне негативно относятся к подобной "джинсе". И это видно в комментариях, где героев заметок награждают весьма нелестными эпитетами. Однако, многие издания всё равно публикуют заказные комментарии, что напоминает игру в кошки-мышки. По факту, подобные сообщения — всего лишь спам, информационный мусор: есть большие сомнения, что подобная технология способна на самом деле поднять рейтинг кандидата. Однако, если рейтинг доверия повысить не получится, то возрастёт хотя бы узнаваемость кандидата, — рассуждают политтехнологи, и в этом они правы.

В той или иной мере продвигают политический бессодержательный спам все хозяева одесских масс-медиа, в числе которых основные кандидаты на места в парламенте: это семья Круков, Игорь Марков, Антон Киссе, Сергей Гриневецкий, Игорь Плохой, Геннадий Труханов, Алексей Гончаренко, Сергей Кивалов. Все они пытаются вбрасывать свои глубокомысленные рассуждения в общественную повестку через подконтрольные масс-медиа. Но ладно ещё действующие народные депутаты: их высокий статус обязывает волноваться "о судьбах нации". В случае с одесскими политиками, нет никакой пользы обществу от того, что такой деятель прокомментировал, например, гуманитарную политику властей США. Подобные комментарии могут "приподнять" одесского провинциального политика над объективной реальностью в глазах избирателей, но вот в Америке таких "угроз" из Одессы уж точно не услышат.

Замечено, что в предвыборный период количество кандидатского "спама" возрастает в десятки раз. Вот, журналисты "Рупора Одессы" явно через силу отрекламировали предвыборный визит Юрия Крука в один из районов Одесской области. Чем может заниматься кандидат в парламент сейчас? Ясное дело, только популизмом, чем же ещё. Поэтому в подобных же нотах освещается и предвыборное путешествие Антона Киссе. Заголовок "Почётная обязанность — готовить детей для будущего" — просто умилительный образец популизма и предвыборной бессмысленности. Однако, пока сами кандидаты верят в необходимость публикации подобной "джинсы", средства массовой информации и далее будут с радостью обслуживать интересы этих манипуляторов. Такова объективная реальность нашего дня.

?

Log in